Характеристика психических явлений


Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1 психические процессы; 2 психические состояния; 3 психические свойства. Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических характеристика психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда — непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы характеристика психических явлений на познавательные, эмоциональные и волевые рис. Классификация психических процессов Характеристика психических явлений психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности характеристика психических явлений осуществление различных видов деятельности. Психические состояния — это определенный в данное время относительно устойчивый уровень характеристика психических явлений деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния рис. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. Классификация психических состояний Психические свойства человека — это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны рис. Классификация психических свойств Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях характеристика психических явлений предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира. Ощущение — простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, характеристика психических явлений предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств. Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг характеристика психических явлений значения, называемого абсолютным нижним порогом ощущения. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: в тактильных ощущениях, при обонянии отмечается высокая степень адаптации, а наименьшая степень — при болевых ощущениях, так как боль является сигналом об опасном нарушении характеристика психических явлений работе организма, и быстрая адаптация болевых ощущений может грозить ему гибелью. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений, представленная на рис. Экстероцептивные ощущения — это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на характеристика психических явлений тела. Проприоцептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека. Интероцептивные ощущения — это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека. По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными. Например, кислый вкус во рту от лимона, ощущение так называемой «фактомной» боли в ампутированной конечности. Классификация ощущений по Характеристика психических явлений. Шеррингтону Все ощущения обладают следующими характеристиками: ¦ качество — сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других например, слуховые от зрительных ; ¦ интенсивность — количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя; ¦ продолжительность — временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя. Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных рис. В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному характеристика психических явлений зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. К основным свойствам восприятия относятся: целостность — характеристика психических явлений органическая взаимосвязь частей и целого в образе; предметность характеристика психических явлений объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое характеристика психических явлений обобщенность — отнесение каждого образа к некоторому классу объектов; константность — относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия расстояния, освещения и т. Восприятие бывает внешненаправленным восприятие предметов и явлений внешнего мира и внутренненаправенным восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным. Восприятие может быть ошибочным или иллюзорнымнапример зрительные или слуховые иллюзии. Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью характеристика психических явлений затрат. Представление — это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов ощущений и восприятий рис. Классификация видов представлений Основные свойства представлений: фрагментарность — в характеристика психических явлений образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части; неустойчивость или непостоянство — представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека; изменчивость — при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира. Воображение — это познавательный психический процесс, характеристика психических явлений в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны. Классификация видов воображения При классификации видов воображения исходят из основных характеристик — степени волевых усилий и степени активности рис. Воссоздающее воображение характеристика психических явлений тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта по его описанию например, при характеристика психических явлений описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями. Мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в творческих образах не всегда воплощается желание их создателя. Мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. Воображение тесно связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у характеристика психических явлений представления и создает самостоятельно новый образ — не по знакомому образу, а совершенно отличный от него. В практической деятельности с феноменом воображения, прежде всего, связан процесс художественного творчества в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическими методами автора уже не устраивает. Обращение к необычным, причудливым, нереалистичным образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Творчество — это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности. Творчество раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и реализации своих созидательных возможностей. В психологии выделяют следующие критерии творческой деятельности: ¦ творческой является такая деятельность, которая характеристика психических явлений к получению нового результата, нового продукта; ¦ поскольку новый продукт результат может быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта новый метод, прием, способ и пр. Анализируя природу творчества, Томпсон попытались выяснить, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное характеристика психических явлений определенных способностей, но характеристика психических явлений наличие определенных личностных черт, например: — склонность к конформизму, т. Характеристика психических явлений — это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности рис. Классификация видов мышления Предметно-действенное характеристика психических явлений осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности. Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов. Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. ¦ Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни. ¦ Источником мыслительной деятельности является практика. ¦ Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная характеристика психических явлений мозга. ¦ Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Мы характеристика психических явлений думаем словами, даже если не произносим их характеристика психических явлений. Активные исследования мышления ведутся с XVII в. Первоначально мышление фактически отождествлялось с логикой. Все теории мышления можно разделить на две группы: первые основаны на гипотезе о наличии у человека врожденных интеллектуальных способностей, не изменяющихся с течением жизни, вторые — на представлении о том, что умственные способности формируются и развиваются под влиянием жизненного опыта. К основным мыслительным операциям относятся: анализ — мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; синтез — воссоединение отдельных элементов в целостную структуру; сравнение — установление отношений сходства и различия; обобщение — выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства; абстрагирование — выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует; конкретизация — отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного; систематизация или классификация — мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам. Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления: суждение — высказывание, содержащее конкретную мысль; умозаключение — ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию; определение понятий — система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их характеристика психических явлений общие признаки; индукция — вывод частного характеристика психических явлений из общего; дедукция — вывод общего суждения из частных. Основные качественные характеристики мышления таковы: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота, оригинальность, критичность и др. С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта. Интеллект — это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. Векслер США разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Терстоун в 1938 г. Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности сокращенно IQпозволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп. Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько характеристика психических явлений, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения. В настоящее время в психологии не существует единой, законченной теории памяти, а изучение феномена памяти остается одной из центральных задач. Мнемические процессы, или процессы памяти, изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов характеристика психических явлений. Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим — это основа психической деятельности. К процессам памяти относятся следующие: 1 запоминание — такой характеристика психических явлений памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно — в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции; 2 сохранение — процесс переработки и удержания информации; 3 воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала; 4 забывание — процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации. Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено: ¦ характеристика психических явлений запоминания количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти ; ¦ скоростью забывания время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти. Для классификации характеристика психических явлений памяти рис. Классификация видов памяти Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти. Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому характеристика психических явлений на это затрачивается меньше усилий. Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания. Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание. Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями. Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний. Характеристика психических явлений объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Закон края: лучше запоминается то, что сказано прочитано в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. В психологии в связи с изучением памяти можно встретить два термина, очень похожих друг на характеристика психических явлений, — «мнемический» и «мнемонический», значения которых различны. Мнемический означает «имеющий отношение к памяти», а мнемонический — «имеющий отношение к искусству запоминания», т. История мнемоники уходит корнями в Древнюю Грецию. В древнегреческой мифологии говорится о Мнемозине, матери девяти муз, богине памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника получила в XIX в. Для лучшего запоминания были предложены разнообразные приемы мнемоники. Метод ассоциаций: чем больше возникает разнообразных ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается. Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т. Метод мест основан на зрительных ассоциациях; ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти; например, для того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, необходимо разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, например маршрутом на работу, характеристика психических явлений мебели в комнате, расположением фотографий на стене и т. Общеизвестен способ запоминания цветов радуги, где начальная буква каждого слова ключевой фразы является первой буквой слова, обозначающего цвет: каждый — красный охотник — оранжевый желает — желтый знать — зеленый где — голубой сидит— синий фазан — фиолетовый 7. Внимание — это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологической науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса. Другие полагают, что это самостоятельный процесс, имеющий свои особенности. Действительно, с одной стороны, внимание включено во все психологические процессы, с другой стороны, у внимания есть наблюдаемые измеримые характеристики объем, концентрация, переключаемость и др. Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Характеристика психических явлений зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В характеристика психических явлений от активности личности выделяют три вида внимания рис. Классификация видов внимания Непроизвольное внимание — наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным. Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания. Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие: концентрированность — это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра фокуса всей психологической активности человека; интенсивность — характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом; устойчивость — способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией новизна, значимость потребности, личные интересыа также внешними условиями деятельности человека; объем — количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания у взрослого человека — от 4 до 6, у ребенка — не более 1—3 ; объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, характеристика психических явлений также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта; распределение — способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов характеристика психических явлений внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания; переключение — способность к более или менее характеристика психических явлений и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем. Эмоциями и чувствами называют переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям. Эмоция — это непосредственное отражение сложившихся отношений, переживание, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции участвуют во всех психических процессах при характеристика психических явлений состояниях характеристика психических явлений. Они способны предвосхищать еще не наступившие события и могут возникать в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Чувство — более сложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает. Как правило, чувство включает в себя целую гамму эмоций. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены, придают полноту и яркость нашему восприятию, поэтому эмоционально окрашенные факты помнятся дольше. У разных народов и в разные исторические эпохи чувства выражаются по-разному. Эмоции и чувства неразрывно связаны с физиологическим состоянием организма человека: при одних человек чувствует прилив сил, подъем энергии, а при других — упадок, скованность. Эмоции и чувства всегда сугубо индивидуальны. Некоторые из них являются врожденными, некоторые приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоций и чувств, которые оно способно переживать. Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ эмоциональные переживания — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, если соответствующие потребности остаются неудовлетворенными. В психологии выделяют несколько основных, или фундаментальных, эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. По содержанию чувства подразделяют на нравственные, интеллектуальные и эстетические. В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают следующие виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс, фрустрация состояние дезорганизации сознания и деятельности личности в связи с сильнейшим нервным потрясением. Эмоции и чувства неотделимы от личности человека. В эмоциональном плане люди отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности, устойчивости, силе и глубине возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных характеристика психических явлений. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие человека. Итак, создание психических образов окружающей среды осуществляется посредством познавательных психических процессов, которые скреплены в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Образ окружающего мира является сложнейшим психическим образованием, характеристика психических явлений формировании которого участвуют различные психические процессы.

Смотри также